Воспитательная работа

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Маньковская средняя общеобразовательная школа

Воспитательная программа

«ШКОЛА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

I.Обоснование программы.

Современная жизнь с ее социально- экономическими реалиями требует новых подходов к образованию и воспитанию молодежи.

В настоящее время в области воспитания существует много проблем.

Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием нашего общества. Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица, «падение нравов», снижение общекультурного уровня, безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах, низкий образовательный уровень, общекультурный уровень родителей, повторяющийся у их детей.

По данным медиков и социологов резко увеличивается количество детей, выброшенных из общества, хоть и благополучных в жизни, но предоставленных самим себе. Все это делает очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающимся развитием и воспитанием детей – школа.

Почему программа получила такое название – «Школа толерантности»?

Сегодняшние школьники живут в сложной ситуации: в школе им говорят о значимости нравственных качеств в жизни человека, семьи, общества. А за стенами школы детей захлестывают книги, фильмы, телепередачи, криминальные авторитеты, всевозможные «паханы». Что же делать школе? Ответ может быть только один – продолжать сеять доброе - вечное. Продолжать вести беседы о нравственных качествах, их значимости, без чего человеческое общество рискует превратиться в стаю…

Понятие «толерантность» является термином международного права, который обозначен в Декларации принципов толерантности (принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году) как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, отказ от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно - правовых актах в области прав человека.

Толерантность определяет способность человека в проблемных, кризисных ситуациях активно и адекватно взаимодействовать с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.

Формирование особого духа, уклада жизни, возрождение традиций представляется сегодня одной из актуальных задач воспитательной системы.

При разработке данной программы были учтены исторические, социально-экономические, национальные особенности и традиции нашего села и школы, которые могут способствовать формированию толерантности у всех участников образовательного пространства.

Основным содержанием воспитательной работы являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях:

ПАТРИОТИЗМ, СОЦИЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, СЕМЬЯ, ТРУД И ТВОРЧЕСТВО, НАУКА, ИСКУСТВО И ЛИТЕРАТУРА, ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Основываясь на базовые ценности, педагогический коллектив, при разработке программы развития «Школа толерантности», определил набор качеств, которые можно оценить в процессе воспитания личности ребенка. Такой набор качеств личности состоит из:

-чувство дружбы, сотрудничества,

- аккуратность, исполнительность, чувство долга и ответственности,

- терпимость мнению, поведению, идеологии другого человека,

- чувство собственного достоинства,

- отзывчивость, гуманизм, активность в общественных делах.

II. Нормативно - правовая база.

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Закон Российской Федерации от 13 января 1996 года № 12 –ФЗ «Об образовании»
  3. Закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года №120 «Об основах системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
  5. Федеральная целевая программа «Дети России» на период 2006-2010г.
  6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 года № 13-15-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
  7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756 –р.
  8. Устав школы.

Перспективная модель выпускника.

Идеальная модель выпускника – это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к России, высоких гражданских ценностей. Он руководствуется в своих действиях нравственными принципами, свободен от конъюнктурных влияний в выборе поведения, ответствен перед совестью.

Стремится к творческому самоутверждению и самовыражению, созданию материальных и духовных благ во имя и во благо своего Отечества. Он заботится об охране природы, нравственной чистоте общества. Такой человек непримирим ко злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розни, преступности, несправедливости, но способен на защиту рубежей своей Родины.

Учитывая основные ценности и цели школы, а также содержание ее социально-педагогической миссии, наиболее целесообразным представляется выбор модели выпускника, соответствующий следующим ожиданиям основных субъектов образования, включающую:

1. Культурный кругозор и широту мышления.

2. Патриотизм.

3. Физическая развитость.

4. Уважительное отношение к национальным культурам народов РФ.

5. Наличие коммуникативной культуры.

Программа "Каникулы"

Основание для разработки.

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

2. Конвенция о правах ребёнка 1989г.

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

4. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.

5. Устав МОУ Маньковская

Разработчики программы.

Зам. директора по ВР МОУ Маньковская СОШ Морозова Л.И.

Цель программы.

Совершенствование организации содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, обучающихся МОУ Маньковская в каникулярный период.

Задачи программы:

· создание условий для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;

· создание условий для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни;

· сокращение детского и подросткового травматизма и гибели в летний и другие каникулярные периоды;

· развитие связей МОУ Маньковская СОШ, учреждениями культуры и спорта, социальной защиты населения, центром занятости, детскими и молодежными организациями в организации каникулярного отдыха, труда и занятости детей и подростков;

· обеспечение социальной защищенности детей;

· развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей детей и подростков;

· совершенствование форм и содержания оздоровления детей;

· вовлечение детей и подростков в социально значимую деятельность;

· развитие навыков самоорганизации и продуктивного использования свободного времени.

Участники программы

· обучающиеся МОУ Маньковская СОШ

· Отдел образования администрации Чертковского района

· Отдел культуры Маньковского сельского поселения.

· Комитет по делам молодежи администрации Чертковского района

Перечень разделов программы:

1. Пояснительная записка.

2. Инструктивно-методическая работа.

3. Организационная работа.

4. Реализация дополнительных образовательных программ.

5. Информационное обеспечение.

Ожидаемые конечные результаты программы

· для реализации и развития разносторонних интересов и увлечений детей в каникулярный период;

· для укрепления здоровья детей, привития навыков здорового и безопасного образа жизни;

· предполагается сокращение детского и подросткового травматизма и гибели в летний и другие каникулярные периоды, сокращение детской и подростковой преступности.

Пояснительная записка.

В системе образования каникулы играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. В школе сложилась определённая традиционная система в организации каникулярного отдыха. Воспитательная ценность системы состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

Организация воспитательной работы в каникулы в рамках Программы «Каникулы» предполагает сочетание разноплановой деятельности, различных направлений воспитания и развития детей, поскольку предполагает действовать в интересах каждого. В связи с этим, Программа содержит четыре цикла (зимние, весенние, летние и осенние каникулы).

Все направления работы в каникулы – физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер. Организация досуга, игровая деятельность должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям.

Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.

Составляя план работы по организации каникулярного отдыха учащихся, администрация школы ставит перед собой задачи по охвату большего количества детей организованным отдыхом, с привлечением родителей.

В планирование работы на осенние, зимние и весенние каникулы администрация школы обязательно включает организацию:

· Спортивно-массовых мероприятий (спортивные праздники "Папа, мама, я – спортивная семья", соревнования по волейболу, мини-футболу, шахматам, шашкам);

· Экскурсий по местам боевой славы.

· Культурно-массовых мероприятий: конкурсов школьный фестиваль искусств, праздничных концертов учащихся и родителей;

· Дней здоровья, которые стали традиционными в период осенних, зимних и весенних каникул; и многое-многое другое.

Большое внимание администрация школы уделяет созданию необходимых условий для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников. Не только в процессе воспитательной деятельности в течение учебного года, но и в планирование работы га каникулы включены мероприятия по совершенствованию знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, воде, предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, формированию прочных умений и навыков безопасного поведения на водоёмах.

Мероприятия по реализации Программы «КАНИКУЛЫ »

1.Создание оптимальных условий для организации каникулярного отдыха учащихся школы.

1.1 Составление плана работы по организации каникулярного отдыха учащихся школы.

Администрация школы

1.2 Создание сферы досуга для учащихся школы и родителей в каникулярный период на базе МОУ Маньковская СОШ

1.3 Вовлечение подростков в социально- полезную деятельность через привлечение их в: бригады по благоустройству территории школы и города, индивидуальное трудоустройство.

2.Обновление содержания и форм работы по организации каникулярного отдыха учащихся

2.1 Приоритетное развитие массового участия детей:

- в туристической деятельности;

- в экологическом движении;

- в спортивных мероприятиях.

2.2 Участие учащихся школы в районных праздниках для детей и их родителей.

2.4. Организация работы детской спортивной площадки

В летнее время

2.5. Организация экскурсий, поездок, походов;

Классные руководители

В каникулярное время

3.Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности оздоровительного лагеря при школе.

3.2 Участие в организации летних лагерей при школе.

Администрация школы

4.Создание материально-технических условий.

4.1 Укрепление материально-технической базы школы по направлениям деятельности.

Администрация школы.

В течение года

4.2 Оборудование спортивных площадок и стадиона на территории школы.

Администрация школы

В течение года.

5. Информационное и научно-методическое обеспечение.

5.1 Создание методической копилки для накопления и обобщения опыта организации каникулярного отдыха учащихся школы.

Зам. директора по ВР

В течение года

5.2 Подготовка методических рекомендаций по организации каникулярного отдыха учащихся совместно с родителями.

Зам. директора по ВР

В течение года

5.4. Отражение реализации программы, хода летней оздоровительной кампании в средствах массовой информации.

Зам. директора по ВР Начальники лагерей

В каникулярное время

6. Оздоровление и профилактика заболеваний.

6.1 Организация медицинских осмотров детей перед началом каждой смены оздоровительного лагеря, выявление и учёт детей, нуждающихся в медицинской помощи

Медицинский работник школы

В каникулярное время

6.2 Организация работы с детьми и подростками, связанной с предупреждением вредных привычек

Зам. директора по ВР.

В каникулярное время

6.3 Санитарно-просветительская работа с детьми.

Медицинский работник школы

В каникулярное время

6.6 Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний.

Администрация школы

В каникулярное время

6.7. Оздоровление учащихся в рамках Федеральных целевых программ и проектов: "Дети-инвалиды", "Дети-сироты", "Одарённые дети".

Администрация школы в каникулярное время

6.8. Оздоровление детей «группы риска»

Администрация школы

В течение года

Проект «СЕМЬЯ И ШКОЛА».

Семья и школа… Эта вечная тема не теряет своей актуальности. Меняется характер общения педагогического коллектива с семьей: все реже и реже на родительских собраниях грозят пальчиком папам и мамам. Острыми проблемами в отношениях семьи и школы сегодня являются :

- безразличие к образованию детей и нежелание участвовать в школьных делах,

- чрезмерная занятость родителей добывать средства к существованию, ведущая к сокращению внимания воспитания детей,

- низкий уровень доверия школе.

Судьбы подрастающего поколения вызывают немалую тревогу.

Пытаясь исправить положение, борясь за упорядочение воспитательных влияний семьи на ребенка, мы обращаемся к семейным ценностям, народному педагогическому наследию и его фундаментальным принципам.

В рамках воспитательной системы консолидация семьи и школы призвана способствовать повышению педагогического потенциала семьи и гуманизации, обретению семейных, домашних черт отличия школой. Формирование особого духа, уклада школьной жизни, возрождение традиций представляется сегодня одной из актуальных зада воспитательной системы.

Важная функция воспитательной системы – постоянный мониторинг социума в целях интеграции всех потенциальных субъектов воспитания. Школе и семье могут помочь ведомства социальной сферы, органы учреждения культуры и спорта, здравоохранения, правопорядка и, конечно, общественность села.

Семья является базисом для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. Отсюда модель взаимодействия: личность- семья- общество.

Семья, какой бы она ни была, - это единственный дом ребенка, в котором он получает первый опыт частной жизни, где он защищен от «вторжения» внешнего мира. Поэтому задача образовательного учреждения – помочь обучающемуся определить свое поведение в этом доме. При этом школа не имеет права вторгаться в семейные дела своих учеников, она выступает в качестве партнера, обладающего определенными возможностями для поддержки семей.

Взаимодействие школы и семьи должно строиться на принципах:

- партнерства семьи и школы, закрепляющего статус семьи как равного партнера, предполагающего взаимную ответственность сторон и открывающего для нее возможность в различных сферах жизнедеятельности;

- гуманистической направленности и «очеловечивания воспитания» путем уважения уникальности каждого ребенка;

- признания преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья своих детей;

- признание права ребенка на обеспечение защиты от всех видов информации, которые представляют опасность для его физического, психологического и духовного здоровья;

- культуросообразности, основывающемся на общечеловеческих ценностях;

- преемственности и связи поколений, сохранения и развития лучших традиций духовно - нравственного воспитания;

-открытости, обеспечивающем постоянные контакты школы и семьи, доступности для родителей информации об эффективности процесса воспитания.

Цель программы: налаживание эффективного взаимодействия ОУ и социальных служб по социализации школьника.

Основные направления взаимодействия школы в работе с семьей:

1.В образовательной деятельности:

- адаптационная поддержка семьи при поступлении ребенка в школу и в ходе дальнейшего процесса обучения;

- включение в образовательные программы по различным предметам тем, затрагивающих семейные отношения;

- предоставление дополнительных образовательных услуг по запросам родителей.

2. В психолого-педагогической поддержке:

- психологическая поддержка ребенка в сложных семейных ситуациях;

- профилактика тревожных состояний ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития;

- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом развитии ребенка.

3. По социальной защите школьника.

- защита прав ребенка;

- профилактика асоциального поведения детей;

- привлечение органов социальной защиты к проблемам семьи.

4. В организации досуговой деятельности.

- проведение различных совместных школьно-семейных праздников и мероприятий.

5. В просветительской деятельности.

- просвещение родителей по вопросам физического и психологического развития школьников;

Кадровое обеспечение: родители, классные руководители, психолог, социальный педагог, администрация.

Ожидаемые результаты:

  1. Взаимодействие с родителями осуществляется на позиции сотрудничества и диалога.
  2. Увеличится % активности родителей в решении проблем воспитания.
  3. Создание банка данных (интересы, нужды, потребности родителей по различным проблемам).

Практическая часть программы.

мероприятия

сроки

ответственные

1

Опрос родителей учащихся «Социологический портрет семей МОУ Маньковская СОШ»

Сентябрь, апрель (ежегодно)

Соц. педагог, классные руководители.

2

Исследование адаптации учащихся учебной деятельности

Сентябрь (ежегодно)

1-е, 5-е, 10-е классы

3

Общешкольный родительский всеобуч

1 раз в четверть (ежегодно)

Педагог-психолог, классные руководители, администрация

4.

Акция «Внимание, дети» по ПДД, праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы.

сентябрь

Руководитель ЮИД, классные руководители, старшая вожатая

5

День открытых дверей

апрель (для 1-х классов), 30 августа (1-11 классы)

Администрация, классные руководители

6

Праздник Первого звонка

1 сентября

Классные руководители, зам. по ВР

7

Праздничные концерты, посвященные Дню Учителя

Октябрь (ежегодно)

Педагоги доп. Образования, зам. по ВР

8

День здоровья, Декада «Золотая осень»

октябрь

Классные руководители, зам по ВР

9

Акция «Мы выбираем здоровый образ жизнь», «Мы хотим жить здорово»

Октябрь, ноябрь (ежегодно)

Педагог-психолог, классные руководители, зам поВР

10

Единый классный час, посвященный Дню народного единства

Ноябрь (ежегодно)

Классные руководители

11

Мероприятия, посвященные Дню матери и ребенка: праздничный концерт, вставки, огоньки.

26 ноября (ежегодно)

Зам. по ВР

12

Индивидуальная работа (беседы, социально-педагогическая помощь, консультации) с семьями, попавшие в трудную жизненную ситуацию

Регулярно по плану

Педагог -психолог

13

Новогодние праздники

Декабрь (ежегодно)

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, ст. вожатая

14

Традиционный праздник «Проводы русской зимы»

февраль

Ст.вожатая, зам. по ВР

15

Праздничный концерт, посвященный международному женскому дню

март

Педагоги дополнительного образования, классные руководители

16.

Классные часы по профориентации

Март (ежегодно)

Классные руководители

17

Участие в экологических операциях

Сентябрь, апрель, май

Классные руководители.

18.

Обследования жилищных условий и проверка соблюдения санитарно-гигиеического режима детей, находящих на внутришкольном учете.

Регулярно (по плану)

Социальный педагог, педагог психолог

19

Индивидуальные консультации учащихся и их родителей по проблеме преодоления трудностей в учебной деятельности

регулярно

Классные руководители, педагог-психолог

20

Праздник последнего звонка

май

Классные руководители, зам по ВР

21

Выпускной вечер

июнь

Классные руководители, зам по ВР

22

Работа пришкольного оздоровительного лагеря

Ноябрь, март, июнь (ежегодно)

Зам по ВР

Тематика занятий, ориентированных на воспитание у школьников семейных нравственных ценностей.

Тематика

название

Формы проведения

По воспитанию гуманных ценностей в семье

«Моя семья – чудесное место жизни», «Я и семья», «Уважение к старшим», «Я и моя семья», «Наша домашняя коллекция», «Загляните в семейный альбом»

Беседы, практикумы, ролевые игры, встречи за чашкой чая

По воспитанию нравственно-трудовых ценностей в семье

«Профессия моих родителей», «Мои права и обязанности по дому», «Уклад семейной жизни – уклад общечеловеческий», «Кем быть – каким быть?».

Диалог, встречи с родителями, литературная композиция, дискуссия.

По воспитанию социально-гражданских ценностей в семье.

«Традиции нашей семьи», «Человек и его судьба», «О мужественности и женственности», «Как стать счастливым»

Психологический этюд, тренинг, беседа, дискуссия, лекция.

Проект «Центр здоровья».

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.

На современном этапе в России с повышением качества образования большое внимание уделяется улучшению состояния здоровья учащихся. В Национальной доктрине образования РФ говорится, что система образования призвана обеспечить «воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта». Но ученые отмечают, что, несмотря на множество моделей здорового образа жизни, новых учебных программ и методических рекомендаций по физическому воспитанию учащихся, ощутимых результатов на сегодня нет.

Анализ состояния здоровья школьников показывает, что наблюдается тенденция к ухудшению здоровья детей школьного возраста по отдельным показателям заболеваний.

Цель проекта: создание условий для формирования, сохранения и укрепления физического и психологического здоровья обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Сохранение, коррекция и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
  2. Повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, формирование потребностей в регулярном занятии физкультурой и спором.
  3. Знакомить учащихся с опытом и традициями поколений по сохранению здоровья нации.
  4. Формировать представление учащихся о здоровой, не склонной к «социальным» болезням личности человека.
  5. способствовать формированию системы стилевого взаимодействия участников образовательного процесса

Кадровое обеспечение проекта: педагог-психолог, социальный педагог, медсестра, классный руководители, учителя-предметники (физкультуры, биологии, обществознания), администрация.

Практическая часть проекта.

Мероприятия

Форма проведения

ответственный

сроки

1

Проведение семинаров с учителями школы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время.

семинар

Зам директора по УР

сентябрь

2

Организация и проведение физкультминуток на уроках

Учителя - предметники

регулярно

3

Организация и проведение акций по ПДД, работа отряда ЮИД, проведение внутришкольных и участие в районном конкурсе «Безопасное колесо».

Сентябрь, перед уходом на каникулы, март-апрель

4

День здоровья

Поход, конкурс рисунков, беседы, соревнования.

Учителя физкультуры, классные руководители, педагог-психолог

Сентябрь, май

5

Организация системы школьного питания

Горячие завтраки

Медсестра, администрация, родители

В течение года

6

Организация и проведение конкурса «Самый спортивный класс»

По положению

Зам. по ВР, классные руководители

В течение года

7

Деятельность службы психологической помощи

Индивидуальные беседы, профилактическая работа: диагностика, консультация, тестирование, психологическое просвещение участников ОП

Классные руководители, педагог-психолог

Регулярно по плану.

8

Родительские тематические классные и общешкольные собрания по вопросам сохранения здоровья детей:

«Условия воспитания здорового ребенка в семье», «Пагубное влияние вредных привычек», «Микроклимат в школе и дома – как он влияет на здоровье школьника», «Правильная организация домашнего учебного труда», «Половое воспитание детей», «Правильное питание – залог здоровья».

Лекции, анкетирование, тренинги.

Педагог-психолог, классные руководители, администрация, детский врач.

1 раз в четверть.

9

Проведение антинаркотических акций «Мы хотим жить здорово!»

Выступление агитбригад, проведение круглых столов, диспутов, заочных путешествий – экскурсий.

Регулярно, по отдельному плану.

регулярно

10

Работа спортивных кружков и секций.

Зам. директора по ВР

регулярно

11

Проведение внутришкольных и участие в районных соревнованиях по видам спорта (футбол, волейбол, настольный теннис, шахматы)

соревнования

Преподаватели физкультуры, тренеры из ДЮСШ

регулярно

12

Организация дежурства по школе, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Классные руководители, администрация

регулярно

13

Тематические классные часы: «Режим школьника», «Питание и здоровье», «Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний», «Профилактика травматизма», «Предупреждение употребления ПАВ», «Мои друзья – чистота, опрятность, организованность», «Вежливость украшает человека».

Беседы, диспуты, встречи с врачом, медсестрой.

Классные руководители

Регулярно, по отдельному плану

14

Семейные спортивные праздники.

Соревнования, товарищеские встречи

Классные руководители, зам. по ВР

Согласно общешкольного плана

15

«Нормализация учебной нагрузки учащихся на уроке. Нормы выполнения домашних заданий», «Способы влияния педагога на здоровье учащихся».

Педсоветы, совещания при зам. директоре по УВР с классными руководителями и учителями предметниками

Зам директора по УР

По плану

16

Мониторинг заболеваемости обучающихся.

Ведение журнала состояния здоровья обучающихся,

травматизма

медсестра

регулярно

17.

Организация оздоровительной кампании в период каникул (пришкольный оздоровительный лагерь)

Педагоги, соц.педагог, педагог-психолог, зам по ВР

каникулы

18

Организация активного отдыха на перерывах (подвижные игры, работа библиотеки, использование музыкальных центров, телевизора)

Формы активного отдыха

Классные руководители, учителя физкультуры

перемены

19.

Введение учебных курсов «Окружающий мир», «Экология», «Химия и здоровье»

Учителя - предметники

Ожидаемые результаты:

  1. Учащиеся умеют следить за своей внешностью, занимаются физической культурой.
  2. Учащиеся владеют знаниями по сохранению своего здоровья, знают способы проведения свободного времени.
  3. Умеют прогнозировать развитие ситуаций на дороге при несоблюдении ПДД.
  4. Умеют контролировать собственные эмоциональные и поведенческие реакции.
  5. Умеют самостоятельно планировать режим нагрузок, отдыха, питания в соответствии с внешними обстоятельствами и состоянием здоровья.
  6. Рост личностных достижений.
  7. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.

Проект « Исток ».

Описание проекта «Исток» хотелось начать цитатой К.Д. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних. Одна из них – воспитание и формирование гражданской ответственности, духовности и культуры.

Цель проекта: создание условий для формирования духовно-нравственной личности, воспитания патриотических чувств, содействие приобретению опыта гражданского поведения на основе традиций, истории русского народа и Донского края.

Одна из задач всех участников образовательного учреждения – помочь детям не потерять своей национальной самобытности, раскрыть глубину исторического опыта, бережного отношения к природе, своей культуре, традициям. Воспитать у обучающихся чувство уважения к уникальности и неповторимости своей социокультурной среды.

В качестве критериев оценки воспитанности человека принимаются:

- добро как поведение на благо другого человека (группы, коллектива в целом),

- истина как руководство при оценке действий и поступков,

- красота во всех формах проявления и созидания.

Приобщение школьников к культуре, к духовным ценностям – не столько социальная необходимость, сколько наш долг перед прошлым и поколениями, так и перед будущим России.

Структура проекта:

- блок «Духовно-нравственное воспитание»

- блок «Экологическое воспитание»

- блок «Патриотическое воспитание»

- блок «Гражданско-правовое воспитание»

- блок образовательных курсов истории и географии Донского края.

Практическая часть.

мероприятия

сроки

ответственные

1.

«Азбука нравственного воспитания» - беседы, тренинги: «Твоя речь: слово лечит, слово ранит», «Честь и совесть», «Доброта спасет мир», «Культура отношений», «Точность: береги свое время и время других», «Кем я хочу быть», «Что мы понимаем под культурой внешнего вида?» и т.д.

1 раз в месяц

Классные руководите, библиотекарь

2.

Общешкольные акции по формированию толерантных отношений

1 раз в месяц

Зам по ВР, классные руководители

3.

Работа школьного музея: экскурсии, выставки: «История школы», «Мои учителя», «Выпускники школы – участники военных конфликтов»,

« События ВОВ и моя семья (моя школа)» и т.д.

регулярно

Руководитель школьным музеем.

4.

Деятельность краеведческого кружка: изучение истории села, школы, экскурсии, встречи с жителями и т.д.

регулярно

Руководитель краеведческого кружка, классные руководители

5.

Библиотечные уроки, выставки (к памятным датам, государственным и традиционным народным праздникам).

регулярно

библиотекарь

6.

Уроки славы

По отдельному плану

Классные руководители, педагоги дополнительного образования, зам. по ВР

7.

Дни памяти

Ко Дню героев Отечества, Дню защитника Отечества, Дню Победы

Зам по ВР

8.

«Встречи трех поколений» - традиционный вечер встречи с участниками, свидетелями ВОВ, Чеченской, Афганской войн и молодого поколения

февраль

Зам по ВР

9.

Участие в краеведческих конференциях

В течение года. Регулярно

Учителя истории, руководители краеведческого кружка и школьным музеем.

10.

Цикл мероприятий по экологическому воспитанию: «Земля наш общий дом, береги ее!», «Природа родного края: знаем, любим, сбережем!», День птиц, «На экологической тропе…»; субботники по благоустройству территории школы, села, мемориального памятника села.

Август-сентябрь, апрель-май

Классные руководители, руководители экологического клуба «Родничок», зам по ВР

11

Образовательные курсы «Окружающий мир», «История Донского края», «География Ростовской области».

В течение года

Учителя предметники.

12.

Участие в районных и областных акциях и конкурсах

регулярно

Учителя, зам по ВР

Проект «Семь чудес».

- Кто воздвигнет тебя к небесам?

- Только сам.

- Кто низвергнет тебя с высоты?

- Только ты.

- Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

- Лишь в тебе.

- Чем расплатишься ты за проигранный бой?

- Лишь собой!

На современном этапе приоритетной задачей деятельности школы является создание организационно—педагогических условий обеспечивающих процесс развития социальной активности школьников. Отсюда важно создать в школе образовательную среду, способствующую формированию социальной активности личности. Учитывая специфику школы, ее традиции и достижения, а также, опираясь на обобщение опыта работы с социальными партнерами по различным направлениям, мы разработали проект «Семь чудес»,

целью которого является: создание в школе ситуаций успеха для развития социальной активности учащихся, творческих способностей каждого ученика, условий для творческой самореализации обучающихся.

Задачи

1. Направлять учебно-познавательную деятельность школьников по пути самоутверждения, самоопределения, саморазвития.

2. Помочь обучающим войти в систему ролей через самоуправление, способствуя тем самым открытия собственного «Я».

3. Создание социально и психологически комфортных условий реализации учебно-воспитательного процесса на основе гуманизации и демократизации образовательного процесса.

Основные направления реализации проекта «Семь чудес»: деятельность ученических органов управления; взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.

Ученическое самоуправление - это и организация школьной жизни, и опыт активного участия в общественной жизни класса и школы.

Развитие этого процесса в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, и дает не только знания, умения способы деятельности, но и возможность ориентироваться в нестандартных ситуациях, прежде всего в ситуации выбора,

Участие в самоуправлении способствует формированию у обучающихся востребованных современным обществом качеств: инициативность, активность, ответственность, самостоятельность, креативность, способствует формированию активной гражданской позиции школьников.

Структура самоуправления:

  1. Учебная комиссия:

- следит за успеваемостью в школе,

- организует взаимопомощь по классам,

- следит за посещаемостью учащихся,

- подводит итоги каждую неделю, которые объявляются на общешкольных линейках.

2. Дежурная служба школы:

- отвечает за соблюдением правил поведения учащимися в школе,

- проводит рейды по выполнению режима дня,

- следит за дежурством по школе.

3. Совет Дела:

- занимается организацией всех культурных мероприятий и вечеров в школе, акций, тематических конкурсов,

- проводит подготовку к районным конкурсам.

4. Пресс – центр:

- выпускает школьную газету «На школьном меридиане»,

- проводит конкурсы рисунков,

- готовит репортажи о проведении всех мероприятий в школе.

5. Спортивная комиссия:

- отвечает за организацию учащихся в школьных и районных спортивных соревнованиях,

- отвечает за проведение спортивных праздников и дней здоровья в школе,

- ведет пропаганду здорового образа жизни.

6. Санитарная служба школы:

- следит за санитарным состоянием в классах,

- осуществляет рейды по проверке санитарного состояния и уюта в классах,

- подводит итоги соревнования и объявляет их рабочих общешкольных линейках.

Структура органов ученического самоуправления.

Собрание учащихся

(высший орган ученического самоуправления: собирается 2 раза в год: сентябрь, апрель; формирует органы самоуправления в школе, заслушивает отчеты и информации о результатах деятельности)

Совет старшеклассников (8-11 классы) Совет учащихся (5-7 классы)

(планирует и организует деятельность по конкретному направлению, организует соревнования в различных конкурсах)

Учком

Совет старшеклассников

Совет учащихся 5-7 классов

Совет Дела

Дежурная служба школы

Санитарная служба школы

ИЦШ (информационный центр школы)

Дополнительное образование на протяжении уже нескольких лет расширяет воспитательные возможности школы. ---- детей посещают музыкальную школу,---- - художественную школу, ----- - занимаются в спортивных кружках и секциях, ----- в творческих кружках ДДТ. Наряду с возможностью развить способности, каждый ребенок отвлечен от длительного времяпровождения возле компьютера, в сомнительных объединениях. В школе существует система досуга учащихся, но, к сожалению, не все категории учащихся привлечены к деятельности подобного рода. Дети, обладающие способностями повышенного уровня или наоборот, дети «группы риска», не находят в этих мероприятиях ничего, что являлось бы для них значимым, а значит, интересным. Следовательно, возникает необходимость особого внимания к таким категориям учащихся. И здесь на помощь приходят учреждения дополнительного образования.

«Школьный уклад жизни»

Содержание блока «Уклад школьной жизни» является результатом работы творческой группы педагогического коллектива.

1. Школа толерантности – это такая школа, где существуют эффективные отношения между субъектами взаимодействия, которые дают возможность учащимся прожить школьные годы в обстановке правовой безопасности и уважения достоинства.

Школа должна иметь не только положительный образ, но и сплоченный коллектив, отвечающий требованиям профессионализма и взаимоответственности.

В настоящее время, как никогда, актуально принятие всеми членами коллектива ОУ некоего свода этических норм. Корпоративная этика учителя подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.

Важный компонент творческой атмосферы – ответственность каждого учителя за коллектив и всего коллектива за каждого. Творческая атмосфера предполагает наличие в коллективе понятия «взаимно».

Каждому учителю необходимо помнить, что:

- учительская работа состоит не только из уроков, поэтому не стоит отказываться от ответственности за другие дела, тоже влияющие на формирование авторитета.

- учительская атмосфера – это профессиональные споры, борьба мнений, деловые разногласия

- о своих коллег говорят либо хорошо, либо очень хорошо. И ни с кем вслух не обсуждают недостатки коллег.

- если на родительском или классном собрании только назревает конфликт, его следует сразу же погасить.

- родитель ребенка – уже не ваш ученик, даже если когда-то он им был, не ваш враг, вы совместно воспитываете ребенка, потому и отношения должны быть партнерскими.

Любой аспект вашей деятельности влияет на репутацию и престиж ОУ в целом, даже если вы этого не осознаете. На репутацию работает даже то, что не входит в круг ваших обязанностей. Если вы видите непорядок в школе, вмешайтесь: неравнодушие – обязательная черта нашей профессии.

Одним из главных факторов создания школьного уклада является имидж школы в глазах общественности, родителей, учащихся и самих педагогов. От имиджа школы зависит общественная поддержка школы, отношение педагогов и детей к выполнению своих обязанностей.

Создание имиджа школы: ее неповторимого внешнего образа, построенного на ее истории; внутреннего, основанного на традициях, сложившемся этикете - является необходимым условием развития воспитательного потенциала образовательной среды школы, что будет способствовать реализации уникальной атмосферы, духа школы.

В новых стандартах обозначено, что с целью развития воспитывающей среды ОУ гарантирует:

- организацию жизнедеятельности детского и педагогического коллектива в соответствии с общепринятыми нравственными нормами человеческого общежития, правилами этикета;

- формирование у детей знаний о своих правах и механизмах их реализации в современном социуме;

Создание атмосферы терпимости, доброжелательности, уважения к человеческой личности, взаимопомощи, сотворчества в коллективе.

Для решения этих задач необходимы:

- создание условий для содержательного общения между педагогами и учащимися посредством погружения их в совместную деятельность

- доброжелательная психологическая атмосфера и здоровый духовный климат школы;

- создание условий для самораскрытия способностей каждого ребенка

2. В основе реализации данного блока лежат следующие правила:

- каждый четко выполняет свои обязанности, утвержденные в трудовом договоре;

- живем по утвержденным единым правилам и нормам;

- в основе взаимодействий всех субъектов образовательного процесса лежат толерантные отношения.

3. Основными составляющими компонентами школьного уклада жизни являются:

- режим работы школы;

- правила внутреннего трудового распорядка трудового коллектива;

- правила внутреннего распорядка учащихся (правила поведения, положение о поощрении и наказании, положение о самоуправлении учащихся, совете по профилактике правонарушений);

- положение о педагогическом совете;

- положение о Совете школы;

- положение о методической службе школы,

- положение о профессиональном поведении учителя и воспитателя ОУ Маньковская СОШ

4. Нельзя не забывать и о социальном заказе на образовательные услуги:

4.1. Готовность выпускников общеобразовательного уровня к продолжению образования либо к трудовой деятельности в зависимости от условий возможности их вхождения в социальную среду.

4.2. Включенность каждого учащегося в социально значимую коллективную деятельность с целью усиления его потенциальных возможностей для социальной адаптации.

5. Развивать гражданственность и патриотизм личности сегодня можно лишь на основе формирования ее правовой, нравственной, толерантной культуры, обогащая ее социальный опыт, помогая ей в самопознании, самоопределении и самосовершенствовании.

6.Педагоги должны понимать, что в решении поставленных задач, важен собственный пример педагога, проявление им уважения ко всем людям, к родной земле, уважение к воспитаннику, поиск взаимопонимания, что предполагает владение следующими качествами:

- расположенность к людям;

- терпение;

- чувство юмора;

- снисходительность в определенных ситуациях;

- доверие;

- умение не осуждать других;

- способность к сопереживанию;

- стремление к равноправию и взаимоуважению.

7. Кодекс чести учителя (положение о профессиональном поведении учителя воспитателя)

8. Краткая характеристика локальных актов